Новости


22 Июня 2012

Новосибирский техосмотр: подводные камни обходного пути

Пункты техосмотра автотранспорта сегодня контролируются только страховщиками. Именно им в большинстве случаев придётся нести ответственность за липовые талоны ТО. Однако в некоторых случаях страховые компании могут потребовать компенсации ущерба от тех, кто получал талон, минуя законный порядок. Новосибирская область, как и другие регионы России, уже полгода выдаёт талоны техосмотра и страховки ОСАГО по новым правилам. С 1 января 2012 года ГИБДД полностью отстранилась от процедуры государственного технического осмотра. Автовладельцы теперь могут проходить ТО у любого оператора технического осмотра, получившего аккредитацию в профессиональном объединении страховщиков (РСА).

С какими проблемами в этой сфере столкнулась Новосибирская область за прошедшие полгода? Выполняется ли в Новосибирске право автовладельца пройти техосмотр там, где удобнее ему? И в каких случаях могут возникнуть спорные ситуации с точки зрения возмещения ущерба при ДТП при наличии у его виновника липового талона ТО? На эти и другие вопросы журналистам в пресс-центре ГТРК «Новосибирск» ответили председатель правления Сибирской межрегиональной ассоциации страховщиков, член Высшего экономического совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе Геннадий Плотников, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам в СФО Юрий Сидоренко и руководитель некоммерческого партнёрства «Пункты технического осмотра Новосибирской области» Виктор Лихачёв.

Сегодня в НСО 54 аккредитованных пункта ТО (реестр операторов ТО, адреса и контактные телефоны размещены на сайте http://www.autoins.ru/ru/inspection/). По сравнению с началом года, их стало на шесть больше, однако на стоимость прохождения техосмотра в нашем регионе это никак не повлияло, поскольку верхняя планка стоимости устанавливается областным правительством. В настоящее время для легкового транспорта предельная цена составляет 394 рубля. В то же время многие автовладельцы — по инерции (не секрет, что доля «липовых» талонов всегда была довольно существенной) или из-за нехватки свободного времени — готовы заплатить гораздо больше, только чтобы избавиться от прохождения техосмотра в порядке, установленном законом.

Однако, по словам Геннадия Плотникова, нелегально полученные талоны (а таких, как он считает, сейчас в НСО около 20 процентов), не подтверждённые диагностической картой на конкретное транспортное средство, которая составляется в процессе прохождения техосмотра, могут быть выявлены, например, при наступлении страхового случая по ОСАГО. И тогда страховая фирма, возместившая ущерб пострадавшему, будет вправе взыскать ущерб с виновника ДТП, предъявив ему так называемые регрессные требования. «Закон должен быть обязательным для всех. И здесь должен быть порядок везде, начиная с деятельности органов власти и заканчивая страховыми компаниями, — пояснил он. — А сегодня этот закон нарушается на всех уровнях. Исполнительная власть недостаточно строго контролирует ситуацию. Страховые организации, больше всего заинтересованные в получении дохода от продажи полисов ОСАГО, порой закрывают глаза на отсутствие техосмотра. А ведь когда принимался закон, подразумевалось, что именно они будут заинтересованы в объективной информации о техническом состоянии страхуемого автомобиля. Недостаточно эффективно работает и ГИБДД. Несмотря на то, что её отстранили от выдачи талонов ТО, право контролировать техническое состояние автотранспорта на дорогах у неё осталось. И есть такие нарушения, которые видны невооружённым глазом. Например, слишком тёмные стёкла автомобилей, на которые сегодня почему-то никто практически не обращает внимания. Просто нужно, чтобы было желание навести порядок».

Что касается пунктов техосмотра Новосибирска, то они начали корректировать свой режим работы, учитывая возможности и пожелания потенциальных клиентов (ведь в начале года там наблюдались очереди из желающих пройти легальный техосмотр), — в частности, продлять свой рабочий день (теперь многие открыты не до 17, а до 20 часов), а также оказывать услуги автовладельцам в выходные дни.

Теоретически, контролировать качество работы всех пунктов ТО должен Российский союз автостраховщиков (РСА). Но поскольку он находится в Москве, осуществлять этот контроль на территории России от Калининграда до Камчатки на регулярной основе и в оперативном режиме практически невозможно, считает Геннадий Плотников. Поэтому сегодня эта функция союза сводится к реагированию на жалобы граждан по поводу работы того или иного пункта ТО. Впрочем, есть и ещё один механизм контроля — проверка бланков строгой отчётности по талонам ТО, которые выдаёт союз автостраховщиков, поскольку каждый пункт ТО, прежде чем получить новые бланки, отчитывается по каждому из уже использованных, как пояснил Юрий Сидоренко. Кроме того, в каждом федеральном округе существует отделение РСА, которое может осуществлять более оперативный контроль. Тем не менее, он сообщил, что жалоб на коррупцию со стороны граждан Новосибирской области в Федеральную службу по финансовым рынкам в этом году не поступало. Однако из СМИ контролирующие органы периодически узнают о том, что некоторые страховые компании и пункты ТО вводят в заблуждение своих клиентов, выдавая либо «недозаполненные» талоны ТО, либо полисы ОСАГО без талонов ТО.

«Но, как говорит законодатель, страховой договор ОСАГО, заключённый без прохождения ТО или при наличии ненормативно заполненного талона ТО, может быть аннулирован», — заявил Юрий Сидоренко. Он также подчеркнул, что уровень страховой культуры в нашем обществе пока достаточно низок. И поэтому решение государства об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев стало бесспорным благом для всего общества. Кстати, сегодня существует ещё и возможность дополнительного, добровольного страхования ответственности, позволяющая существенно увеличить сумму выплат при наступлении страхового случая. Но пока пользуются этим не многие.

К слову, в новом законе о ТО предусмотрено немало моментов, призванных облегчить жизнь автовладельцев и сделать процедуру прохождения технического осмотра более комфортной. Например, не требуется проведение технического осмотра для автомобилей до трёх лет. Автомобили от трёх до семи лет должны проходить техосмотр каждые два года; после 7 лет — каждый год. Важно отметить и тот факт, что закон предусматривает значительное повышение степени ответственности операторов ТО: если в ходе проведения техосмотра не были выявлены неисправности либо о них не было сообщено, то оператор технического осмотра должен будет в полном объёме возместить ущерб, если он будет причинён владельцу транспортного средства или третьим лицам вследствие таких неисправностей.

Ирина Роготнева

Источник: Ведомости Законодательного собрания Новосибирской области




















© 2012-2013 ООО "Программный Продукт"