Новости


04 Июня 2012

Итоги по талонам

Итоги работы страховщиков в первом квартале 2012 года показали, как привязка ОСАГО к техосмотру перераспределила рынок. До конца января к бланкам ТО доступ имел в основном «Росгосстрах» — недовольные этим страховщики бросились вдогонку. Первую позицию по сборам «Росгосстрах» отстоял, а догоняющие компании выстроились в Топ-5. Однако страховщики до сих пор не могут контролировать верное заполнение талона ТО.

Концентрат ОСАГО

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в первом квартале 2012 года 122 страховщика ОСАГО собрали 23,4 млрд. руб. премий (рост на 23% по сравнению с первым кварталом 2011 года). Страховщики заключили 7,8 млн. договоров, выплаты составили 13,03 млрд. руб. (сокращение на 7,3%). Как отмечает руководитель отдела рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, в первом квартале сохранились тренды ушедшего года — «перераспределение спроса на фоне громких уходов автостраховщиков с рынка и улучшение технического результата у региональных страховых компаний за счёт применения новых поправочных коэффициентов». Территориальные коэффициенты изменились с 1 июля прошлого года и, по словам эксперта, «выровняли убыточность в плохих регионах».

Основной результат первого квартала на рынке ОСАГО — продолжающаяся концентрация. Первые 20 компаний собрали 89% премии (20,8 млрд. руб.), первые 10 — 73% (17,1 млрд. руб.). Половина всей премии пришлась на трёх страховщиков: «Росгосстрах», «Ингосстрах» и «РЕСО-Гарантия». И взаимоотношения у крупнейших страховщиков в начале года складывались не лучшим образом. Напомним, в январе стартовала президентская реформа, привязавшая талон техосмотра к полису ОСАГО: компания не может продавать полис, если действие талона ТО заканчивается меньше чем через шесть месяцев. Талоны успело получить к сроку только ЗАО «Техосмотр». Контракт с ним был лишь у «Росгосстраха», а работники страховщика предлагали клиентам процедуру предварительного заполнения документов для ТО. Остальным страховщикам ловкость лидера не понравилась — начались скандалы. Тем интереснее оказался результат квартала. Доступ к бланкам техосмотра не помог «Росгосстраху» нарастить долю сборов. Более того, она уменьшилась на 1 процентный пункт, до 31% (премия 7,2 млрд. руб.). "Мы и не скрывали, что наша стратегия была направлена на сохранение доли на рынке, мы старались соблюсти законодательство, но получили в ответ атаку по всем направлениям«,— поясняет первый заместитель главы «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров.

Тем временем, вторую строчку по сборам впервые занял «Ингосстрах» (2,4 млрд. руб. премии), обогнавший «РЕСО-Гарантию» (2,2 млрд. руб.). Ранее компании удавалось добиться лишь третьей-четвёртой позиции по сборам ОСАГО. Публично конфликтовать страховщики перестали, но при этом гарантировать верное заполнение талона ТО до сих пор не могут. Как свидетельствует запись в блоге главы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрия Панкина от 23 мая, в ходе совещания в службе руководители крупнейших компаний обсуждали «вопросы, связанные с подтверждением наличия правильно заполненного талона техосмотра при выдаче полисов ОСАГО». "Участники совещания высказали мнения о трудности контроля за агентами в регионах в части сбора копий техталонов — сказывается отсутствие ксероксов на местах«,— пишет глава службы. По его словам, в будущем ФСФР планирует перейти к электронной системе проверки законности выдачи полисов.

Новостью стало раскрытие «Росгосстрахом» размера средней выплаты по ОСАГО. Ранее в отчётности РСА количество заявленных убытков у «Росгосстраха» было равно количеству урегулированных. В своё время в союзе и в компании это объясняли тем, что масштабы системы не позволяют оперативно собирать и соотносить информацию по этим двум критериям. Однако теперь страховщик указал, что количество заявленных убытков составило 221,5 тыс., количество урегулированных — 205,1 тыс. Стало возможным подсчитать и средний размер выплаты по ОСАГО — она составила 17,4 тыс. руб. Меньше «Росгосстраха» в первом квартале текущего года платили только СК «Жива» (10,5 тыс. руб.), «Регионгарант» (11,8 тыс. руб.) и АСКО (17,1 тыс. руб.). Из крупных страховщиков на 10-е место по минимальному размеру средней выплаты выбилась ВСК (19,9 тыс. руб.). Замдиректора «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров поясняет: «У нас не только выплата, но и премия по одному полису ниже среднерыночной». Кроме того, по его словам, возник существенный рост убытков, заявленных через систему прямого возмещения (ПВУ), когда компания осуществляет выплаты по ОСАГО «своим» клиентам — тем, кто купил обязательную страховку в «Росгосстрахе».

При этом, по данным РСА, через ПВУ пока урегулируется лишь 25 — 30% убытков в ОСАГО — все они не могут приходиться на одну компанию. "Низкие выплаты могут объясняться не только талантом к урегулированию, но и работой в глубинке, где действительно недорогой автопарк, выплаты по которому, с учётом износа, минимальны«,— замечает топ-менеджер одной из компаний. В первом квартале 2012 года «Росгосстрах» сократил выплаты по ОСАГО до 3,6 млрд. руб. против 4,8 млрд. руб. годом раньше. В целом же средняя по рынку выплата по ОСАГО составила 21 тыс. руб.

Оседающие примеси

Новации с ТО в ОСАГО и увеличение территориальных коэффициентов помогли удержаться на плаву не всем страховщикам. С рынка ушла СК «Русские страховые традиции», её портфель убытков в РСА оценили в 1 млрд. руб. На момент написания статьи ФСФР ограничила действие лицензии по ОСАГО у СК «Россия», собравшей в первом квартале 404 млн. руб., выплатившей 253 млн. руб. по 10,9 тыс. страховых случаев и не урегулировавшей ещё 3,5 тыс. убытков по «автогражданке». Также лицензию в части ОСАГО ограничили у СК «Адмирал».

Как говорит начальник отдела рейтингов Национального рейтингового агентства Татьяна Никитина, «убыточность в целом по рынку ОСАГО снизилась; кроме Центрального региона, рентабельность увеличилась». Однако у 19 страховщиков ОСАГО выплаты и расходы на ведение дела превышают премии, предупреждает Никитина. Кроме того, по оценкам РСА, ещё два страховщика дрейфуют в зоне риска. Они до сих пор не уведомили союз о решении проблемы увеличения уставного капитала. Напомним, очередное увеличение уставных капиталов страховщиков состоялось 1 января. Страховщикам было предписано увеличиться в четыре раза: минимальный уставный капитал компании, осуществляющей страхование от несчастных случаев и болезней, добровольное медицинское страхование, страхование имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков,— 120 млн. руб. В РСА поясняют, что не могут ничего сделать с этими компаниями, так как «нет рычагов воздействия», и ждут решения ФСФР. Как заявил в конце мая глава ФСФР Дмитрий Панкин, к середине июня лицензии у тех, кто не увеличил уставный капитал, будут отозваны.

Большинство страховщиков прошедший квартал называют тяжёлым. «Он исключительно осложнён нововведениями в ТО,— отмечает замдиректора „РЕСО-Гарантии“ Игорь Иванов.— Новой функции пришлось учить и персонал, и клиентов». Неудобства пришлось терпеть и клиентам: многим пришлось досрочно проходить процедуру ТО. Напряжённость на этом рынке должны снять поправки депутатов Натальи Бурыкиной и Владислава Резника, вводящие мораторий на предъявление ТО при покупке ОСАГО на срок до 15 июля 2012 года.

Проблемным минувший квартал называют и в РСА. «Скандалы, связанные с мошенничеством при использовании бланков ОСАГО, а также вокруг аккредитованных операторов техосмотра, не способствуют положительной репутации,— говорит Татьяна Никитина.— Но орган, который должен обеспечивать взаимодействие страховщиков и защиту прав потерпевших, необходим рынку». В связи с реформой ТО появилась необходимость изменений и в профобъединении страховщиков. 20 марта общее собрание РСА изменило в уставе принцип формирования президиума союза. Прежде доля в 5% в общем объёме собранной премии позволяла страховщику иметь своего представителя в президиуме, а общее количество представителей страховщиков в президиуме не могло превышать 20. Раньше в состав президиума, в частности, входили шесть представителей «Росгосстраха» и по два — от «РЕСО-Гарантии», ВСК и СГ МСК. «Традиционно «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия» могли большинством голосов принять любое решение в президиуме РСА. Однако ситуация с талонами ТО помогла набрать большинство. Мы боремся исключительно за рыночные механизмы«,— говорит глава «Ингосстраха» Александр Григорьев. Новый состав будет избран по новым принципам: по одному представителю от каждой компании в Топ-10, ещё 10 мест будет распределено путём голосования. Кроме того, семь мест отведено компаниям, занимающим места с 11-го по 30-е, и три места — страховщикам, не входящим в Топ-30.

Ещё одним важным итогом первого квартала может стать изменение института представительства страховщиков в регионах. В настоящее время наиболее известным «представителем» ОСАГО в регионах является компания ВСК. Благодаря большой сети страховщик многие годы занимался урегулированием по всей стране убытков небольших региональных компаний, консолидируя долю рынка для получения дополнительного голоса в президиуме. Согласно новому порядку, предложенному рабочей группой РСА, договор представительства предлагается сделать открытым и публикуемым. Кроме того, вводится фиксированная оплата за урегулирование одного убытка в 5 тыс. руб. В ВСК не раскрывают параметры действующих договорённостей с другими страховщиками, но участники рынка говорят, что компания «неплохо зарабатывает на представительстве».

Очередная новация, с которой страховщикам в ОСАГО ещё только предстоит столкнуться,— введение безальтернативного ПВУ. РСА предложил это в конце прошлого года, высказавшись в поддержку поправки Владислава Резника, которая предполагает увеличение лимита выплат с 25 тыс. до 50 тыс. руб. для упрощённого оформления ДТП без сотрудников ГИБДД. По мнению союза, клиент должен получать выплаты по ОСАГО только у того страховщика, у которого купил полис.

Всеволод Сергеев

Публикуется с сокращениями

Источник: Коммерсантъ-Деньги




















© 2012-2013 ООО "Программный Продукт"